надежный таможенный брокер

ФТС поддержит 'РОСТЭК' выходом из системы МДП?

04.08.2013

Решение ФТС выгодно «РОСТЭКу»? С 14 августа ФТС (федеральная таможенная служба) прекращает использование книжек МДП (международных дорожных перевозок), или TIR, для процедуры таможенного транзита, установленной Таможенной конвенцией ООН с 1975 года. Об этом ФТС сообщила в своем письме.

Конвенция, которая была подписана 68 странами, Россией в том числе, предусматривает для обеспечения гарантий по перевозке грузов упрощенную процедуру, т.е. каждый раз пересекая границу, не нужно проходить досмотр и платить таможенные сборы. Груз пломбируется на таможне в стране отправления после тщательного досмотра. Поставщику выдается книжка TIR с отрывными талонами, которые предъявляются при пересечении границ и служат гарантией уплаты различных таможенных сборов.

Гарантом в каждом государстве выступает национальное объединение, которое уполномочено Международным союзом автотранспорта. В России эта миссия возложена на АСМАП (Ассоциацию международных автоперевозчиков). Объявление ФТС о прекращении действия книжек TIR без предусмотренных российской процедурой финансовых гарантий об уплате налогов и пошлин, вызвало у многих недоумение, говорит М. Лякишева, советник DLA Piper. Ведь ФТС собирается простым письмом, даже не нормативным актом, отменить действие международной конвенции и грубо нарушить таможенный кодекс. ФТС утверждает, что в России система TIR работает плохо, а АСМАП не справляется со своими обязанностями.

По данным таможенной службы долг АСМАП все время растет – с 7,3 млн. руб. в 2010 году до 16,6 млн. в 2012 году. А нарушения международной процедуры привели к задолженности в 20 млрд. руб. АСМАП считает эти данные недостоверными.

Гендиректор организации Андрей Курушин обратился с письмом к А. Бельянинову, главе ФТС, в котором пояснил, что из 105 требований об уплате задолженности перед таможней 87 оплачено в полном объеме, 10 претензий обжалованы в суде, где были признаны необоснованными. Только 8 претензий на сумму 11,5 млн. руб. в данный момент рассматриваются, причем срок их оплаты еще не истек.

Такими же сведениями располагает и Международный союз автомобильного транспорта, о чем заявил представитель Альгирдаса Шеметы, еврокомиссара по таможне и налогообложению. Лякишева утверждает, что расхождений в оценке долга АСМАП быть не должно, потому что действующая в Международном союзе автотранспорта система Safe TIR отслеживает в реальном режиме состояние и задолженность по каждой книжке. От представителя ФТС комментарии по этому поводу отсутствуют.

Марек Ретельски, директор департамента TIR, отметил, что со стороны ФТС в Международный союз автотранспорта, который уполномочен ООН контролировать эффективность работы TIR, предупреждений не поступало. Мотивация решения, принятого Россией в одностороннем порядке, непонятна. В своем письме А. Бельянинову Шемета признался, что это решение России стало неожиданностью.

В соответствии с Таможенной конвенцией необходимо сначала проконсультироваться с остальными сторонами или, по меньшей мере, поставить их в известность. Ситуацию не комментируют также и представители Минэкономразвития и правительства. Знакомый с проблемой федеральный чиновник отметил, что решение ФТС должно было быть оформлено как нормативно-правовой акт, подлежащий оценке регулирующего воздействия с обязательным привлечением всех заинтересованных сторон. Международные перевозчики уже готовятся к увеличению расходов. Лякишева объяснила, что теперь всем компаниям нужно будет оформлять сертификат об уплате таможенных платежей, который при транспортировке товара придется доставлять на границу. Об электронном декларировании речь уже не идет. Даже если перевозчик оформит банковскую гарантию или предварительно задекларирует товар еще до въезда, пропуском на границе все равно станет только сертификат об уплате.

Сертификату имеется альтернатива, это договор поручительства от ФТС, который можно получить исключительно у ФГУП «Ростэк». Правда, обойдется такой договор гораздо дороже. Если книжка TIR стоит $50-100, добавляет Лякишева, то за доставку товара через границу на 20 м придется платить 1000 руб., а доставка во внутренний таможенный орган потянет на 30000 – 60000 руб. Для получения прибыли перевозки должны быть бесперебойными, отметил К. Алехин, который руководит департаментом логистики Supra. По его словам, у транспортников складывается впечатление, что данное решение направлено на поддержку «Ростэка», единственной компании, уполномоченной работать на границе. Сентябрь-октябрь являются самым напряженным сезоном, говорит представитель РАТЭК Антон Гуськов. Товары станут поступать с задержкой, и цены значительно вырастут. 

Закрыть ->
Информация о грузе
Габариты грузовых мест (для сборного груза)
Возможность штабелирования
В ×
Ш ×
Г см
Информация о транспортировке
->

Личные данные